(343) 377-62-81, 377-62-82
На главную
На главную Добавить в избранное Контакты      
Наш проект Русский стиль
ГлавнаяЛицензииО КомпанииДеятельностьСтатьиВакансииКонтакты
 
2009.08.21
Уважаемые партнёры и гости сайта, поздравляем Вас с Новым годом, желаем добра и процветания!
Архив Новостей »
 

Магистральный нефтепровод «Ванкорское месторождение - НПС «Пурпе»»

   Магистральный нефтепровод Ванкор – НПС «Пурпе» общей протяженностью 543 км, диаметром 820 мм обеспечит транспортировку нефти с Ванкорского месторождения Красноярского края в систему магистральных нефтепроводов ОАО «Транснефть». Далее углеводородное сырье планируется поставлять на экспорт по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
   Разведанные запасы нефти обеспечивают достижение планового уровня годовой добычи уже через пять лет в объеме 25 млн. тонн. Продолжительность эксплуатации месторождения рассчитана до 2037 года и, в общем, не ограничивается этой датой.
   За пределами 2018 года для сохранения достигнутого максимального уровня добычи возникает необходимость ввода в разработку запасов нефти новых месторождений, которые находятся в сфере влияния Ванкорского проекта.
   Приоритетными в этом смысле, являются запасы, прежде всего, Тагульского, Лодочного, Сузунского месторождений, которые в сумме составляют около 250 млн. тонн и находятся практически на трассе строящегося магистрального нефтепровода «Ванкорское месторождение — НПС «Пурпе» (Рис. 1).


Рис. 1. Схема магистрального нефтепровода

   Проектная мощность нефтепровода — 25 миллионов тонн в год. Всю трассу Ванкор-Пурпе можно условно разделить на две части: на севере, на протяжении 216 км в зоне распространения вечной мерзлоты труба прокладывается надземным способом, а далее оставшиеся 327 км нефтепровода укладываются в траншею.
   При освоении Ванкора «Роснефть» использует международный опыт, разделяя каждый объект строительства на части и проводя тендер по каждой из них. И это касается не только прокладки трубы. Вероятно, применение такой тактики позволяет «Роснефти» экономить средства и распределять риски.
   Строительство началось осенью 2006 года одновременно на всех участках. Помимо линейной части трубопровода, в рамках первого пускового комплекса обустройства Ванкора на 172-м км трассы было начато строительство НПС-1, а на месторождении — установка предварительного сброса воды (УПСВ-Ю) и центральный пункт сбора нефти (ЦПС). 
   ЗАО «Ванкорнефть» уделяет повышенное внимание экологии: в частности, строго контролирует график работ подрядчиков на тундровых покровах и не допускает их нахождения на трассе после начала таяния снегов (Рис. 2.). Независимый технический и экологический контроль строительства нефтепровода осуществляет ЗАО «Муди Интернэшнл» — российское отделение известного международного инспектора Moody International.


Рис. 2. Экологический подход

Работа в районе сооружения северных участков осложнялась крайне тяжелыми условиями: вечной мерзлотой, значительными межсезонными перепадами температур и невозможностью передвигаться в отсутствие зимника, что усугублялось недостаточной изученностью территории, которая заставляла вносить коррективы в проект и менять принятые или искать новые решения уже в процессе работ. В итоге первая колонна строительной техники пробивалась по зимнику с м.р. Заполярное к Ванкору 12 дней (Рис. 3.).


Рис. 3. Ванкорский зимник

   Изначально предполагалось, что в зиму 2006 г. подрядчики «Ванкорнефти» закончат монтаж 35-40% магистрали. Однако, из-за аномально теплой зимы, монтаж на южном участке был законченпримерно на 25%, а степень готовности северных участков был еще ниже. В отличие от своих коллег, работающих южнее, «Стройтрансгаз», «Межрегионтрубопроводстрой», и «Облик» в качестве ихсубподрядчика могли выйти на трассу только зимой. Так, например когда летом «Пурпетрубопроводстрой» клал трубы на подступах к Пурпе, на северном участке возможно было только проведение подготовительных работ. 
  Схема завоза грузов на Северный участок предполагала комбинированное использованиежелезнодорожного, речного, автомобильного и авиатранспорта. По железной дороге необходимоеоборудование и материалы прибывали на станцию Коротчаево. Далее в период навигации они грузятсяна баржи и по рекам Пур, через Тазовскую губу и Таз и завозились в поселок Сидоровск, где«Ванкорнефть» расчистила площадку для складирования. Зимой грузы из Коротчаево доставлялись подороге с твердым покрытием до Заполярного или Южно-Русского месторождения, а оттуда позимнику протяженностью 285 км доставлялись по трассе строительства и на само Ванкорскоеместорождение. 
   Дополнительную сложность в работу подрядчиков внесла задержка проектной документации. По сути, полноценная документация начала поступать подрядчикам только с весны 2007 г. Посравнению с изначально предоставленными «Ванкорнефтью» проектными документами, онасущественно изменялась, и тем не менее не давала строителям всех необходимых техническихрешений.
   Осложняла работу также и предоставленная геологическая информация. В тех местах, где рассчитывали бурить только в вечной мерзлоте, на поверхности оказывались скальные грунты или встречались таловые линзы и наоборот.
   Неуверенность НТЦ «Роснефти» в геологии трассы заставило компанию ужесточить контроль над работами. В частности, увеличить количество статических испытаний, а также увеличить длину свай на северном участке. Это в первую очередь коснулось «Облик», так как именно мы проводили все статическое испытание свай на всём северном участке и погружали все винтовые сваи с 0 по 216 км. Изначально предполагалось, что сваи под опоры будут устанавливаться на глубину 8-10 м — реально диапазон увеличился до 8-16 м. Сначала, согласно рабочей документации, планировалось использовать 20000 свай, из которых 1000 — винтовых (для пучинистых грунтов), потом общее число свай увеличилось до 25000 единиц, а количество винтовых свай — до 11000, в последствии и это соотношение менялось. 
   Северный участок трубы по конструкции в значительной степени похож на американский Трансаляскинский нефтепровод: он спроектирован с компенсацией продольных деформаций и укладывается на опорах, обеспечивающих перемещение по ним трубопровода при изменении температуры и давления (Рис. 4.). Трубопровод разбит на температурные блоки неподвижными опорами, расстояние между которыми составляет 395 м. На каждой опоре устанавливается от 2 до 4 заполненных хладогелем термостабилизаторов, которые препятствуют растеплению грунтов.


Рис. 4. Компенсация продольных деформаций

   Изначально, работы на северном участке вели две компании — «Стройтрансгаз» (планировал построить 155 км трубы) и «Межрегионтрубопроводстрой» (61 км).
   В строительный сезон 2007-2008 г. «Облик» работал на субподряде у обеих фирм. На участке «Межрегионтрубопроводстрой» нами был выполнен весь комплекс работ по строительству 6 км трубопровода, а также было погружено 6900 винтовых и 2860 бурозабивных и буроопускных свай, с монтажом оголовков и ростверков, кроме того проведены статические испытания 40 свай на вдавливающую и 10 свай на выдёргивающую нагрузку (Рис. 5.). На участке «Стройтрансгаза» нами было погружено 4883 винтовых сваи с монтажом оголовков и ростверков и 718 винтовых свай под ВЛ-10кВ, а также проведены статические испытания 556 свай на вдавливающую и выдёргивающую нагрузку.


Рис. 5. Погружение свай и монтаж опор для "Стройтрансгаз" и "Межрегионтрубопроводстрой"

   В сезон 2008-2009 гг. работы по сооружению Магистрального нефтепровода «Ванкорское месторождение» - НПС «Пурпе» были продолжены. В связи с отставанием от графика, для оптимизации процесса строительства «Ванкорнефть» приняла решение увеличить количество генподрядных организаций на трассе. «Облику» было предложено стать генеральным подрядчиком и взять на себя обязательства по строительству 22 км трубопровода.
   Подготовительные работы «Облик» начал с августа 2008 г. Была приобретена дополнительная строительная техника и вагон-дома. Для ускорения мобилизации «Облик» на баржах доставил технику, некоторые материалы и зап.части в п.Сидоровск и п.Седельниково, что бы как только появится возможность, добраться до НПС-1, где и расположен участок «Облика». В п.Сидоровск началась сварка «двухтрубок», на НПС-1 расчистка трассы и отсыпка вдольтрассового проезда. 
   Само строительство было затруднено перебоями впоставках необходимых материалов и сильными холодами. При температуре ниже -40 не только сложно работать людям, но и запрещено выполнять некоторые технологические процессы. 
   Так же, «Облик» в 2008-2009 гг. построил узел СОД (узел средств очистки и диагностики (Рис. 6.)) на НПС-1, 2 крановых узла, 2 вертолётных площадки, 4 ферменных перехода через водные преграды, при этом было проведено срезок грунта 16 000 м3, отсыпок площадок 45 000 м3. Помимо этих работ, «Облик» продолжил погружение винтовых свай истатические испытания у «соседей» на всём протяжениисеверного участка.


Рис. 6. Монтаж трубопровода, металлоконструкций и задвижек на узле СОД

   С мая 2009 г. «Облик» приступил к работам непосредственно на НПС-1. В состав работ входил монтаж технологических трубопроводов с задвижками, кабельных эстакад, системы канализации.
   В конце июля 2009 г. по Магистральному нефтепроводу была запущена первая нефть.